Буквально пару дней назад сообщество любителей StarCraft 2 взорвала новость о реформах в главном турнире этой киберспортивной игры - World Championship Series. На первый взгляд, организаторы наконец-то «выгоняют» корейцев из Европы и Америки, но сегодня мы предлагаем вам более подробный и вдумчивый взгляд на то, что действительно может измениться.
Что меняют организаторы?
Отметим, что мы не будем разбирать пункты, которые, откровенно говоря, представляют куда меньший интерес: все участники WCS 2014 будут вынуждены заново проходить отборы (почему бы и нет, учитывая то, что до старта WCS 2015 еще многое изменится, в том числе форма большинства игроков) в своих регионах, а традиционная система онлайн отборочных будет изменена на другую. Отметим, что последний аспект выглядит весьма многообещающе - вполне может быть, что нас ожидают отдельные квалификации для Восточной Европы, но, в любом случае, здесь организаторы дали слишком мало информации, чтобы она стала хорошей пищей для размышлений.
Переходим к главному блюду. Действительно ли корейцы не смогут принимать участие в европейском и американском WCS? Обратимся к официальной формулировке, без расшифровок и переводов:
Residency Requirements Starting in 2015, all WCS players must be legal residents of the region they choose to play in. This means that players must obtain necessary visas if they decide to reside and play in non-native regions.
Максимально точный перевод второго предложения звучит следующим образом: «Это означает, что игроки должны получить необходимые визы, если они решают проживать и выступать в неродных регионах». Звучит здорово, вот только суровая действительность достаточно быстро скрасит революционность этого правила. Дело даже не в запутанности формулировки «необходимая виза» (необходимая для чего и на какой срок она должна быть получена?), а в том, что почти такие же правила... работали в течение всего 2014 года! Они касались так называемых «региональных» квалификаций, в которых, как вы сами можете убедиться, также должны были принимать участие только резиденты стран соответствующих регионов (см. Q&A с Blizzard и анонс квалификаций).
Как работают ограничения?
Что мы имели на деле? Если забыли, я вам напомню: корейцы в два счета получали (или «получали», а ESL благополучно закрывала на это глаза) какие-то там визы в Германии или Швейцарии и абсолютно спокойно принимали участие во вроде бы закрытых квалификациях! Доказательства? Пожалуйста - сетка квалификации №2 второго сезона WCS Европы 2014 года. Невооруженным глазом наблюдаются следующие товарищи с флагом Германии: YoDa, First, Golden, Patience, Revenge - в «закрытой» европейской квалификации!
Если вам кажется, что это была только европейская проблема и главные виновники происходящего - немецкие чинуши, выдающие визы направо и налево, то мы спешим разочаровать вас результатами американских квалификаций. Понятно, что SeleCT и Polt уже вполне могут считаться американцами, но дело не только в них. viOlet прошел отборы еще до того, как его менеджеры пафосно объявили о получении разрешения на работу прогеймером, а Balloon смог сыграть в отборах, видимо, уже просто по той причине, что он уехал в Америку поступать в университет.
Итак, вывод первый: изменения, которые предложены организаторами WCS на следующий год, не являются столь глобальными, как показалось на первый взгляд. Более того, на самом деле, не меняется практически ничего - единственным существенным отличием станет исчезновение лазейки в виде «wildcard квалификации», позволявшей проскочить на турнир игрокам, которые не имели уж совсем никакого отношения к региону. Тем не менее, чтобы окончательно добить вас, я нанесу последний удар: за весь 2014 год на WCS Европы с помощью wildcard квалификации пробилось... ноль корейцев. Из закрытых европейских, для сравнения - шестеро, остальные корейцы не вылетали из Challenger.
Что меняется на самом деле?
Понятно, что полное обнуление квот в Premier и Challenger ставит всех корейцев перед необходимостью таки пройти отборочные, и здесь мы не обойдемся без потерь. В третьем сезоне WCS Европы 2014 года принимали участие упомянутые выше YoDa, First, Patience, Golden, а также MVP, Sacsri, San, Stardust, MC, ForGG, Jjakji и MMA. Двенадцать человек, из которых пятеро точно имеют визу (или нечто, позволяющее играть на WCS) в Германии (первый квартет и МС), трое - в Швейцарии (Sacsri, StarDust, Jjakji) и один - во Франции (ForGG). Под вопросом остаются лишь трое: MMA, которому, по нашей информации, Acer в состоянии помочь с этим вопросом, а также MVP и San, которые, действительно, вполне могут покинуть Европу.
Итак, вывод второй: по всей видимости, Европу будут вынуждены покинуть два корейца, при том что лишь один из них был игроком Премьер дивизиона в последнем сезоне. Революцией, честно говоря, не пахнет.
Внушает? А ведь мы еще не окончили. Ситуация с WCS America куда более сложная, ведь многие из тамошних корейцев действительно пробивались посредством wildcard квалификаций или сохранили свои слоты еще с 2013 года. Не буду углубляться в подробности, но с огромной вероятностью в Америке останутся лишь Polt и viOlet, которые, видимо, будут разыгрывать титул на двоих с привлечением нескольких китайцев и кого-то из наиболее удачливых аборигенов. Таким образом, этот регион покинут TaeJa, Bomber, HerO, Jaedong, HyuN и многие другие, причем если вы думаете, что все они вернутся в Корею, я скажу вам - вряд ли! HyuN уже несколько месяцев живет в Германии и с огромной вероятностью будет играть в Европе в следующем году так же спокойно, как МС, YoDa, First и другие игроки Global eSports Management, теоретическая возможность для перевода игроков в Европу есть и у команды Liquid. Как вам такой расклад - TaeJa, HyuN и HerO вместо двух ушедших корейцев?
С Европой все понятно: даже если не заниматься догадками, ситуация, при которой европейцам будет легче дышаться, крайне маловероятна. Если же вас сильно заботит судьба американцев, сражающихся в своем регионе, то и здесь спешу вас разочаровать: никуда не делись отдельные отборы для Китая, Австралии и Океании, Гонконга и Тайваня, которые поставляют не только местных звезд, но и... корейцев. Да-да, малоизвестный KingKong (бывший игрок StarTale) прошел отборы для Австралии и Океании, и черт его знает, как ему это удалось! Ну а обилие китайцев вообще рискует стать главной проблемой WCS Америки, ведь имеющихся в этой стране игроков вполне достаточно для того, чтобы потихоньку, сезон за сезоном, вытеснять аборигенов путем невылета играющих в высшем дивизионе прогеймеров и стабильного притока новых из вполне легальной китайской квалификации.
Вывод третий: WCS Америки вынужденно покинут практически все корейцы, причем часть из них, скорее всего, обоснуется в Европе, еще часть вернется в Корею, а оставшиеся просто закончат карьеру ввиду отсутствия перспектив и хороших призовых. Оставшиеся места займут, скорее всего, не американцы и канадцы, а китайцы, которые могут стать главными игроками WCS Америки наряду с несколькими оставшимися там корейцами.
За пределами WCS
Ну да ладно, что мы все о WCS да о WCS! В конце-концов, отток такого количества корейцев из Америки может и должен иметь массу других последствий, ведь большинство из содержащих корейцев американских команд заинтересованы именно в американском рынке, американском регионе, американском WCS! Готовы ли вы сказать однозначно, что Evil Geniuses при таком раскладе выгодно иметь в наличие такого игрока как Jaedong? А зачем CM Storm Revival, которому откровенно нечего ловить в Корее и даже, наверное, в Европе? Наконец, куда девать весь ростер Axiom, у которых исключительно американские спонсоры?
Сложно сказать, думали ли над этим вопросом в ESL и Blizzard, но TotalBisquit уже сказал все за них. Если у вас есть время и хороший английский, обязательно послушайте его пятнадцатиминутный спич, наполняющий гнетущим пессимизмом. Уезжать в Корею - глупо и бессмысленно (спонсорам это неинтересно), оставаться в Америке - еще более странно (что тут ловить без WCS?), тратить бешеные деньги на полеты в Корею и Европу ради нескольких игр - расточительно. Доходов и спонсоров станет меньше, состав придется сокращать, зарплаты - урезать, но TB обещает, что команда попытается как-то выжить, задействовав другие резервы медийной активности. Его прогноз на общее развитие сцены также неутешителен: огромное количество талантливых корейских игроков будет вынуждено закончить карьеру в силу сумасшедшей конкуренции в Корее, сложностей с игрой в Европе и невозможностью играть в Америке. Можно считать это четвертым выводом.
Постойте-ка! - скажет вдруг огорченный читатель. - Это же вы, вы, многочисленные противники корейцев во всех турнирах, два года умоляли закрыть WCS для них и дать возможность европейцам и американцам проявить себя! Почему же вы теперь ноете? ESL и Blizzard просто сделали наконец-то то, что вы так давно просили, а вы снова недовольны!
Увы, все не так. Долгожданный «Region Lock», который был действительно актуален и крайне необходим ровно год назад, так и не произошел - вместо него нам явили кастрированный формат, в котором часть корейцев, имеющих менеджеров с более крутой мошной, продолжит спокойно заниматься фармом европейских турниров, пожиная плоды несовершенной системы законодательства и турнирного регламента, а другая часть будет вынуждена закончить карьеру, не имея ни малейших шансов самореализоваться в условиях внезапно выросшей конкуренции. Вместо сытых собак или хотя бы целых овец мы получаем разоренный табун и подыхающих от голода шавок, и еще одна революция в системе WCS рискует обернуться полнейшим провалом, от которого может выиграть только Китай.
Но мы будем верить в лучшее. У Blizzard, ESL и компании еще есть время хорошо подумать.