Новый тренер Na'Vi Александр «XBOCT» Дашкевич объяснил Cybersport.ru, в чем именно он старается помочь своим игрокам и на кого из спортивных и киберспортивных тренеров старается равняться. Он также рассказал, как формировался новый состав Na'Vi и почему в него попали RodjER и Crystallize.
— Тренеров по «Доте», особенно в СНГ, сейчас мало. Возможно, потому, что многие игроки не хотят никого слушать. Как ты считаешь, каким должен быть тренер, чтобы его приняли?
— Сложно сказать. Тренер должен быть авторитетом не только в игре, но и как личность. Я говорю не о себе, а об идеале. У него должны быть качества, к которым стремятся игроки. Это человек, который способен подать им пример, стать для них кумиром. Тогда игроки смогут прислушаться к его советам и следовать им. Самая простая ситуация — когда в команде много молодых, поэтому мои старые победы и игры для них что-то значат. В плане игрового процесса ко мне прислушиваются. Когда мы садимся что-то обсуждать, я чувствую, что никто не перебивает, все слушают и пытаются внимать. Если мои слова действия не имеют, я стараюсь их повторить, пока не дойдет. Если уж совсем все плохо — но так всего пару раз было, и то, конкретные случаи я вспомнить не могу — я стараюсь подойти к вопросу более детально. Рано или поздно люди обращают внимание.
— В СНГ есть несколько людей, которые стали тренерами, а до этого чего-то добились. Ты, ArtStyle, JotM и еще пара человек. А остальных где брать?
— Это не то чтобы очень востребованное дело было. Команды сами в этом не нуждаются. Или думают, что не нуждаются. Многие люди до сих пор не понимают, как это все работает. Нет какого-то регламента для тренеров, ты все делаешь по наитию. Максимум тебе может помочь опыт спортивных тренеров, черпаешь все у них.
Я не знаю как делают остальные ребята. Нужно, чтобы тренер игроком был более-менее хорошим, чтобы понимал, что происходит в «Доте», и мог работать со всеми проблемами внутри коллектива. А еще понимал все тонкости ситуации и имел свое мнение, которое будет не сгоряча сказано, а обдуманно. И в основном людям это скучно. И самим тренерам, и игрокам, которые их не хотят воспринимать.
Когда мне предлагали до Na'Vi стать тренером, а предлагали многие, я долго думал, а потом отказывал. Мне не очень нравилась ситуация. Я представлял, что приду к каким-то пяти людям, которых я не знаю, и они будут пропускать мои слова мимо ушей. Я не люблю этого и в жизни, и в работе. [Na’Vi] я сразу сказал, что месяц попробую, буду выкладываться на полную, но если не буду получать обратной связи, то удалюсь. Они ответили: «Да без проблем». Вот месяц уже прошел, и даже больше, наверное. Dendi прислушивается к моим словам, если даже, по его мнению, я говорю ахинею. Этим он подает пример остальным.
Я думал, что кое с кем из команды у меня будут проблемы, но нет. Прежде чем прийти к ним, я поговорил с каждым и спросил: «Действительно хотите ли вы этого?». Если бы хоть кто-то ответил мне «я не знаю» или «точно нет» — я бы не пошел. А так все трое — GeneRaL, SoNNeikO и Dendi — сказали: «Мы хотим, давай». Это круто и хорошо. Они не бросали слов ветер, и я увидел это сразу, как мы начали работать. Иногда у нас бывают разлады, но какой коллектив без своего мнения? Мы над этим работаем и это очень классно. Никто не замыкается в себе. А я пытаюсь сделать так, чтобы они максимально выговаривались, максимально комфортно и свободно себя чувствовали. Ну и находили общий язык.
— Спустя месяц работы ты можешь сказать, что это твое?
— Не могу. Кто знает, может, я полгода потренирую, а потом пойду играть. Пусть плохо, но тем не менее. Мне все-таки было приятно выиграть The International. Но я не могу сравнить [ощущения], пока эта команда не выиграла The International. Да, мы отобрались на ланы, выиграли пару турниров. И я радовался не меньше, чем в те времена, когда это все происходило со мной. Я видел, что чувствуют ребята.
С ними, как и в старые времена, я чувствую горечь поражения. Но тут мне над собой не нужно работать [как раньше]. Я понимаю, почему так происходит, я могу сказать, что одному нужно было сделать так, другому эдак, а всей команде в целом надо было действовать так-то. Давайте попробуем прийти к единому мнению. С точки зрения морали, мне легче.
Я могу своими знаниями «дотера» и психолога поделиться с ними. У них молодой организм, они еще не все понимают, как нужно это воспринимать и как нужно себя вести, а я им помогаю. И я тоже не идеален, но мне проще, потому что я не задействован в самой игре.
Я очень рад, что помогаю ребятам. Хотя не знаю, я у них никогда не спрашивал. Точнее спрашивал в шутку в интервью: «Каково вам?». И все отвечали: «Да классно, классно». В интервью плохого никто о тебе не скажет, но когда ты лично выяснишь, будет интересно.
— Как вы придумываете новые тактики и стратегии? Это делаешь ты, капитан или кто-то игроков?
— Всегда по-разному. Кто-то увидел что-то новое и говорит: «Я хочу вот это и это». Обычно каждый игрок по своей роли что-то такое находит. Начинает использовать, и если получается из рук вон плохо, то мы отказываемся от идеи. Если плохо, но нужно доработать или переработать концепцию, то продолжаем тестировать. На то, чтобы сильно убиваться и что-то совсем новое придумывать, у нас нет времени. Мы стараемся быстро решить, работает это или нет.
Если у других стратегия получается хорошо, а у нас — плохо, то я им говорю: «Вы все молодцы, но у нас не получается. Чтобы получилось, нужно всем по-другому играть, мы так не можем. Давайте попробуем что-нибудь новое, вернемся к старому или будем двигаться в другом направлении. Стратегий масса». Два или три раза у нас было, когда мы пробовали некоторым игрокам брать определенных героев, а они не справились. Скиллы нажимать все умеют, а вот когда и как нажимать — никто не понимал. И когда мы переходили к своим нормальным тактикам, большая разница была.
— Когда Valve ввела правило, что тренеры могут присутствовать во время пиков, многие радовались, вот, мол, заживем. А чего такого-то? По сути, разрешили только в начале игры там быть и все. Чему тут радоваться?
— Это первый шажок в правильную сторону. Конечно, если можно будет сидеть во время игры, то это сразу же облегчит ситуацию, потому что мне так много хочется сказать им. Когда мы на буткемпе, я специально молчу, чтобы давать информацию после, чтобы игроки ее обдумали и к следующей игре подходили с ощущением, что сами догадались. Это очень важно. Человек так понимает, что сам все делает, а не потому, что Семён сказал.
Пики для меня не особо важны, в пиках я не участвовал до определенного момента. Сейчас я стараюсь сделать так, чтобы команда не отходила от плана и ничего не изобретала. Вроде: «Давайте возьмем Keeper of the Light на керри». Мы стараемся придерживаться стандартов, иногда меняем, но либо отработанное, либо то, в чем уверены. И это происходит не в каждой игре, а лишь тогда, когда все хорошо себя чувствуют.
Во время пика я могу подсказать, что лучше забанить то, а пикнуть это, но не влияю на стратегию глобально, потому что все оговорено заранее.
— Есть ли в киберспорте тренер, на которого ты равняешься?
— Немножко повлиял на меня Боб Боуман. Это тренер Майкла Фелпса. Вот он написал такую книгу — «Золотые правила Боба Боумана». Я её прочитал и она дала мне кое-что и для работы над собой, и для работы с коллективом.
Я немного общался с Себастьяном и с ArtStyle. Даже не с ним самим, а больше с Solo. Он описывал, что делает ArtStyle. И, в общем, всё. Мне надо было узнать, есть ли у них какие-нибудь особые методы воздействия, но их практически нет. Просто все требует времени. Если ты вовлечен в это, тебе надо десять часов в день проводить за просмотром реплеев, за просмотром игр команды, за их анализом, за анализом игр соперника и так далее. На это надо много времени, но мне нравится.
— А когда ты сам был игроком, тебе бы помог тренер? И нужен ли он был?
— У нас один раз только был тренер. Это был Goblak на The International 2014, если не ошибаюсь. Мы его взяли за неделю до начала. В команде тогда были KuroKy, Puppey, я, Funn1k и Dendi, и нам было ни холодно ни жарко. А он пытался помочь по пикам и по каким-то действиям. Puppey и KuroKy сказали, что мы будем его слушать. Но когда мы приехали на турнир, все перестали это делать. Но у нас всего неделя была. Может, если бы было времени побольше, мы бы что-то и поняли. Помогло, не помогло — сложно сказать. Мы заняли восьмое место, проиграли не самой сильной команде и сами показали не очень хорошую игру.
— Почему Na’Vi отказались от Pajkatt и Biver?
— Я когда пришел в состав, уже не было этих Пайкатта и Бивера. Меня спросили, вот, хочешь ли ты оставить их, я сказал нет. Некоторые из игроков оставшихся наотрез отказывались играть, так какой смысл уговаривать и снова пробовать? Если это не сработало один раз, то и мое вмешательство будет лишним. Комментировать бессмысленно, там нюансы.
— Правда, что RodjER с самого начала хотели в состав взять, а других саппортов даже не рассматривали?
— Нет, мы рассматривали очень много людей. В первую очередь потому, что RodjER был в «Империи» и не собирался уходить оттуда. Спустя две недели поисков Роджер сказал: «Я хочу быть в Na’Vi». Мы два-три дня его потестили и решили, что он отличный кандидат.
— А легко потом дались переговоры в «Империи»?
— Речь была только о деньгах.
— Расскажи, как керри брали.
— Здесь было реально очень сложно. У нас была куча кандидатур, и мы всех попробовали. Много новых людей, много старых. Еще было несколько человек, которые отказались работать с коллективом. Летели такие фразы, типа «сидят на зарплате, выигрывать не хотят». Можно понять, этим людям в основном по 18-19 лет. Они считают, так мир устроен, что они короли, а все вокруг ничего не делают. Но ничего, это всё приходит с опытом. Я сам наверняка таким был.
Поэтому эти люди сразу отпадали, а те, кто приходил потом, были ни рыба ни мясо. Он как бы играет, но течет по волне. А Crystallize не стеснялся. Что-то говорил и делал, играл неплохо. Мы сыграли КВешек восемь, наверное, и во всех он бегал Beyond Godlike, адекватные решения принимал.
Он отличался от остальных рвением своим. Всегда хотел победить, никогда не сдавался. Никогда не говорил, мол, у меня все плохо.
— Во время решафла ходили слухи, что у вас может быть смена ролей. Вы правда это рассматривали?
— Это был план Х. Вот есть A, B, C, D, E и далее, и вот план X — это был свап ролями.
— Кто у вас ингейм-лидер?
— Соннейко руководит пиками, а ребята ему помогают минимально. Координатор в игре тоже он. Но там всё сложнее, потому что каждый инициативу проявляет, и все, в принципе, слушают. Но если капитан говорит слово, все к нему прислушиваются. Пока у нас это не всегда к победам приводит, но вот так есть. Мы с командой работаем над тем, чтобы все к результатам приводило.
— Вы начали с потрясающего винстрика 17:0.
— Да как-то всё легко давалось. Ожидать бесконечных побед ты не можешь, ты можешь лишь надеяться. И вот они играли, играли и выигрывали. У всех выигрывали. И каждый новый матч понятно было, что это победа. Потом был рубеж — Virtus.pro. Один раз мы его избежали, поскольку их «Империя» выбила. А во второй, в финале, ребята немного посыпались, видно было, что играют несобранно. С тех пор немножко все просело. Два дня мне потребовалось, чтобы беседами вытянуть, какие у нас проблемы. И мы ими поделились, но люди потеряли уверенность в себе. Потребовалось несколько дней, чтобы её вернуть. Сейчас вроде как все нормально. К этому турниру мы подходим более-менее подготовленными.
— Не боишься, что как бы хорошо ни играли команды, все равно VP на пике формы сложно будет победить? И из-за этого остаться без слотов?
— На всех почти мейджорах такая система, что из СНГ и Европы едут 2-3-4 команды. Будешь играть хорошо — будешь выигрывать.
Virtus.pro есть Virtus.pro, но с ними можно бороться. Если нам это пока не удается — значит, мы слабо играем. Но если мы займем их место на мировой арене, мы можем проиграть еще сильней чем они, хотя в единичных случаях и победим. Поэтому нужно совершенствоваться, а будут это мейджоры или майноры — не имеет значения. Есть квалификации, с помощью которых можно пройти на The International, сейчас это и есть наша основная цель.
— Команду не напрягает, что из-за новой системы в день приходится играть по десять раз с «Империей», со Team Spirit и так далее?
— Напрягает, это невероятно плохо для любой команды. Если ты вылетел в первом раунде, у тебя есть пять-шесть дней до следующей квалификации, чтобы подготовиться, переосмыслить что-то. А если ты постоянно играешь, где-то выигрываешь, где-то проигрываешь, как было с нами, то ты не меняешь свой плейстайл. Рано или поздно противник понимает, как против тебя играть. Сможешь ли ты быстро к этому адаптироваться, неизвестно. Тебе придется проиграть. Потом, возможно, сделать неправильные выводы. Вот мы пришли, посмотрели, подумали, что проблема в этом, а на самом деле она в другом. Чаще всего люди начинают думать, что драфт не подходит. А мы этим драфтом до этого выиграли десять раз. Нужно понять, как не дать противнику повторить такое, а ради этого не всегда нужно менять большинство героев и искать с нуля новый стиль игры.
Это плохо, что нужно играть с одними и теми же людьми. Тебе нужно провести намного больший объем работы, чтобы к вишенке прикоснуться. К какому-то хорошему лану, где ты сможешь поиграть с топовыми командами. Да, это грустно и печально, но надо работать, иначе будешь сидеть дома и смотреть, как эти самые команды воюют.
— У вас во время этого бесконечного цикла получалось тренироваться с европейскими командами? И нужно было это делать, они же играют совсем иначе?
— Играть нужно было, но европейские команды — это понятие растяжимое. Есть Team Liquid, OG и Team Secret — это тир-1 Европы. И есть остальные команды. С остальными мы играли. Liquid тогда отдыхали, OG — отдыхали, Secret вроде не собрались еще. Мы играли с кем-то. Вот и ответ.
— Вы очень часто открываетесь с Disruptor. Если посмотреть статистику, вы его брали 22 раза, у остальных меньше 14. Чем он так полюбился?
— Уже мы не пикаем Disruptor. Как было раньше? Решаем, что брать на первый пик. Взяли Earthshaker, оппонент начал приспосабливаться к нему. Хорошо, больше его не пикаем. Что будем брать теперь? Clockwerk. Хорошо, его забанили, что тогда? Night Stalker. И он в бане. Что теперь брать? Disruptor. Берем его и берем. Отдают нам — ой-ой — снова берем его. Доходило до того, что Акбар играл на Skywrath Mage, и кто-то от него убегал, и я слышал, как в тим-чат говорили: «Глимсуй его, глимсуй». А потом догадались, что он не на Disruptor играет.
— У вас было несколько экспериментов с мидовым Antient Apparition, Skywrath Mage, Zeus. Почему вы решили брать их на важные игры и почему не зашло?
— Почему не зашло? Мы все выиграли.
— Вроде нет.
— Zeus две игры не зашел. Один раз он был оффлейн, один раз просто не пошло чуть-чуть. Нет, ну у Zeus больше должно быть, из пяти игр три выиграли, две проиграли.
— А Antient Apparition? Сто лет не было такого.
— А там не доиграли. Мы доминировали, но потом начали делать непонятные вещи и проиграли. Это была задумка, немножко рискованно, но, как известно, кто не рискует…
— У этих задумок есть будущее?
— Как бы объяснить. Команды играют чем хотят. Когда Virtus.pro пикали где-то соло-мид скаймага, им же никто слова не говорил. Тут Na’Vi пикают - а какое право вы имеете пикать соло-мид Skywrath Mage? Вы и так играть не умеете, зачем вам еще этот Skywrath Mage? Это неправильно. Команда может быть тир-10, но чем ей удобно, тем пусть и играет. А результат покажет, правильно это или нет.
И даже если мы сорок игр таких проиграем, но команда будет уверена, что все получится, это все равно прекрасно. Потому что если все придерживаются одной цели… Конечно, плохо, если цель — упасть с крыши. Лучше, когда цель — воспарить. Рано или поздно мы воспарим.
— На StarLadder в вашей группе Secret, Newbee, compLexity Gaming. Ты хорошо изучил соперников? Что можешь о них сказать, и как оцениваешь ваши шансы?
— Недоволен я группой. Почему-то в группу А приглашены SG e-sports, ну и Liquid. Ладно, с ними тяжко. А у нас и Secret, у которых 20:0, и Newbee - вице-чемпионы мира. Так себе варианты, но будем сражаться.
Первая игра с Secret. К ним мы подготовились хорошо. А дальше пока не имело смысла. Ты не знаешь, выиграешь или проиграешь, и от этого нужно будет конкретно готовиться к сопернику. Честно говоря, о compLexity вообще ничего не знаю. Не смотрел игры их региона. Newbee смотрел, Secret смотрел. В первой игре будет сложно, они едва ли не самые сильные. По крайней мере, по драфту. Ну, время покажет, всё ли у нас в порядке.