Банковский клерк по имени Парень привык жить размеренной жизнью. Вновь и вновь он приходит на работу, где его ежедневно грабят, из-за чего герою не всегда удается дожить до вечера. Что совершенно не мешает ему вновь просыпаться на следующий день и продолжать свою рутину. Все меняется, когда Парень замечает девушку своей мечты: теперь он готов на большее ради привлечения ее внимания — вплоть до заимствования очков у одного из «очкариков», с которыми обычно все предпочитают не связываться. Получив их, Парень узнает, что все вокруг — лишь игра, но это не останавливает его на пути к мечте.
На уровне завязки «Главный герой» выглядит простецки: эдакий ромком, наложенный на геймерскую тематику с обаятельным Райаном Рейнольдсом в главной роли. Отсылки к GTA Online считывались с первых трейлеров: тот же разгул безумия на улицах, только глазами неигровых персонажей, постоянно получающих тумаки от геймеров.
И всё это действительно на месте в фильме. Шуток о непростой жизни NPC здесь более чем в достатке, а странное поведение реальных пользователей то и дело попадает в кадр. Вот кто-то начинает телепортироваться из-за высокого пинга, вот игрок убивает случайного прохожего и «тибэгает» труп, а через пару минут в кадр попадает парень, усердно бьющийся лбом в стену в поисках багов. Тем удивительнее понимать, что все это лишь фасад, в то время как сама история затрагивает идеи куда более глубокие.
Довольно быстро на передний план выходит тема поисков себя в мире и готовности менять устоявшийся уклад жизни ради мечты. Первым среди NPC, решившихся на столь радикальный шаг, является Парень, но он — далеко не последний. По фильму тут и там разбросаны интересные детали, демонстрирующие прогресс искусственного интеллекта игры (например, девушка-бариста учится делать капучино, при том что это не заложено в первоначальный код) — вроде бы мелочь, но из деталей собирается целостная картина.
Следом приходит мотив творчества: один из центральных конфликтов фильма строится вокруг украденного кода игры, на основе которого и создана Free City — игра, в которой обитают Парень и другие персонажи. Причем если сама Free City является оммажем GTA (вспомнить хотя бы Liberty City), то ее первый прототип недвусмысленно отсылает к Animal Crossing или Harvest Moon: оригинальные разработчики хотели создать игру, в которой нужно не убивать всех подряд, а наблюдать за мирной жизнью. Эдакое противостояние крупной компании и небольшой инди-студии: первые гонятся за длинным рублем, а вторым куда важнее самовыражение.
Довольно интересно, что, помимо жадности корпораций, сюжет ненароком проходится еще и по любви издателей к сиквелам и сырым релизам — в общем, больно бьет в самый нерв каждому геймеру, давно уставшему от этих проблем. Отлично чувствуется, что авторы или сами глубоко в теме, или действительно изучили вопрос. Прикопаться к «игровым» аспектам фильма здесь крайне трудно: даже возросший интерес к мирным играм действительно имеет место в реальности.
Но ведь на этом все не заканчивается, и фильм идет еще дальше. В какой-то момент Парень понимает свою природу, и в картине возникает новый — экзистенциальный — слой, с которым приходят совсем другие вопросы. Можно ли считать живым того, кто не обладает душой? Как жить с тем, что тебя на самом деле нет? И что вообще определяет слово «живой»? У картины в такие моменты открывается поистине неожиданный потенциал, которого никак не ждешь от комедии «про видеоигры».
А потом фильм и вовсе выходит на тему креационизма, что логично для мира, созданного программистами. Парень задается вопросами о природе бога, причинах появления своего окружения и источниках страдания. И логично бастует против предопределенного порядка, в котором он вынужден быть лишь разменной пешкой в чужой игре, и постепенно становится свободным от оков человеком. В этом плане оригинальное название Free Guy («Свободный Парень») подходит фильму куда лучше локализованного «Главный герой».
Не стоит забывать и о вопросах гуманизма, которые щедро разбросаны в фильме и удачно накладываются на трансгуманизм, отсылки к которому также представлены в полной мере. Если искусственный интеллект осознает себя как личность, можно ли продолжать воспринимать его как программу для развлечения, или же он достоин большего? Нормально ли убивать NPC, которые чувствуют боль и отличаются от человека лишь отсутствием тела? Да и вообще, в чем глобальная разница между нашими видами? Вопросы, поднятые в «Главном герое», выглядят в разы убедительнее, чем у Дэвида Кейджа в Detroit: Become Human, апеллирующей к рабству и приближающей роботов к людям — фильм хотя бы четко разграничивает виды и показывает самостоятельность ИИ. А ведь еще фоном проговариваются темы вроде самосознания, затрагиваются сексизм и токсичность…
Выход простенькой в своей основе комедии в плоскость философских рассуждений кажется крайне интересным решением. Но даже здесь авторы не забывают о том, что их картина — в первую очередь развлечение и уже потом площадка для выражения внутренних переживаний. Все темы поданы совершенно без надрыва: серьезные моменты тут же разбавлены действительно остроумными шутками, а экзистенциальные мучения Парня разрешаются трогательным, но не слезливым диалогом с Приятелем — еще одним NPC с максимально оригинальным именем.
Помимо юмора, в дело вступают оммажи и отсылки. Сама идея с очками, позволяющими видеть мир глазами игрока, словно позаимствована из культового «Чужие среди нас» Джона Карпентера: там герой Родди Пайпера не только не имел имени, но и в титрах был записан как Nada («Ничто»), да и правду о мире узнавал с помощью очков. Не раз за фильм всплывут не столь лобовые отсылки к «Терминатору» или «Знакомьтесь, Джо Блэк», а уж не узнать шутки про «Мстителей» и «Звездные войны» нужно очень постараться. Да и игровых референсов в достатке: от вышеупомянутых GTA и Animal Crossing до тех же Fortnite и Tomb Raider. Причем здесь танцы из игры смотрятся куда уместнее, чем в «Сонике в кино».
«Главный герой» на деле оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. В легкой комедийной форме он умудряется поднять сразу множество сложных вопросов, не скатываясь при этом в драму и оставаясь отличным развлечением. Глубокие размышления здесь легко уживаются со взрывами и отлично поставленными драками и перестрелками — чего стоит одна только сцена со стрельбой по-македонски с мотоцикла. В итоге фильм, от которого не ждешь решительно ничего, способен удивить и надолго осесть в памяти. Что еще раз доказывает, что даже самую банальную идею можно раскрутить до чего-то по-настоящему интересного.