В марте 2019 года представители Континентальной хоккейной лиги подали в суд на стриминговую площадку GoodGame и потребовали от неё ₽10,5 млн за незаконную трансляцию матча КХЛ. Суд удовлетворил иск лишь частично и назначил штраф в ₽300 тыс. Cybersport.ru решил разобраться в этой ситуации и задал вопросы обеим сторонам. На момент публикации материала компания «КХЛ-Маркетинг» так и не ответила на наш запрос.
GoodGame оштрафовали из-за трансляции хоккейного матча, которая велась на портале в течение девяти минут. Ее посмотрели 42 человека, в том числе модератор, который блокировал поток, и истец. Юристы «КХЛ-Маркетинга» оценили ущерб более чем в ₽10 млн рублей. Однако в суде компания не смогла доказать, что потеряла из-за стрима именно эту сумму. Об этом рассказал владелец портала Михаил Мирчук.
По словам Мирчука, сайт отреагировал на просьбу правообладателя за девять минут, после чего связался с компанией, предложив меры по предотвращению таких нарушений в дальнейшем. «КХЛ-Маркетингу» было предложено создать специальный аккаунт, чтобы следить за своим контентом, — например, такой уже есть у «Матч ТВ». Однако ее ответом была «формальная отписка»:
Компания «КХЛ-Маркетинг» не раз предлагала сайту пойти на мировое соглашение, стоимость которого варьировалась в пределах двух миллионов рублей. Чем быстрее проблема была бы решена, тем ниже оказалась бы стоимость перемирия. Если бы GoodGame заплатила в течение двух недель, соглашение обошлось бы площадке в миллион рублей:
Как стало известно позже, главной целью «КХЛ-Маркетинга» была платформа Twitch, где трансляции хоккея не блокировали в течение нескольких дней. Американская компания формально договорилась о прекращении дела за ₽6 тыс.
Иск вынудил GoodGame отказаться от статуса СМИ и обязать пользователей указывать номера телефонов перед созданием канала. По закону такая мера может являться чем-то вроде цифровой подписи, которую можно использовать для идентификации.
По мнению Мирчука, больше всего от этого пострадали пользователи площадки, так как на YouTube и Twitch нет подобных проверок. Порталу предлагали добавить регистрацию с номерами паспортов через Госуслуги, но Miker не пошел на этот шаг, ведь на его взгляд, это попытка усложнить жизнь нормальным пользователям. Он считает, что большому количеству людей ставят какие-то ненужные барьеры, ведь в таких моментах портал считает, что каждый из людей потенциально нарушит закон.
Юрист холдинга ESforce и научный сотрудник Международной лаборатории по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ Михаил Ратушный не считает, что регистрация по номеру телефона — это выход из ситуации:
В этот раз таких проблем не возникло — оказалось, что пользователь, который вел трансляцию, использовал свой основной адрес электронной почты, к нему был также привязан аккаунт в твиттере. По словам Miker, за десять минут ему удалось узнать Ф. И. О. и номер телефона нарушителя. Вся информация была взята из открытых источников. Пользователя не стали привлекать даже в качестве третьего лица, мотивируя это тем, что суд не обязан заниматься поиском людей.
Этот иск оказался не первым в истории «КХЛ-Маркетинга». На сайте Мосгорсуда есть более 20 дел, в которых истцом выступает эта компания. Изучить материал всех дел можно по ссылке.
Портал продолжит борьбу с «КХЛ-Маркетингом», ведь если штраф будет уплачен — это будет означать, что ответчик признал вину. В таком случае аналогичную схему смогут использовать и другие компании, которые решат засудить портал.
В октябре московский суд отклонил первую апелляцию GoodGame. Сайт не признает себя виновным и будет дальше отстаивать свои права в суде. Портал подал новую апелляцию, когда ее рассмотрят — пока неизвестно. Ранее, чтобы дело пошло в вышестоящие инстанции, нужно было одобрение любого судьи Мосгорсуда. С 1 октября этот порядок отменили.