Лучшее аниме 2021 года: выбор Cybersport.ru
Статья

Лучшее аниме 2021 года: выбор Cybersport.ru

Шутки кончились. В комментариях нередко всплывают разговоры о том, что аниме на Cybersport.ru неоправданно мало. Полностью разделяя эту позицию, мы решили исправиться и предлагаем взглянуть на топ лучших сериалов уходящего года. Конечно, топ сугубо субъективный и не ранжированный, к тому же авторским произволом исключающий «возвращенцев» — новые сезоны старых шоу мы отметим в конце отдельно.

«Баки Ханма» / Hanma Baki: Son of Ogre

Уже третий по счету сериал о бойце Баки, «сильнейшем старшекласснике в мире». Формально продолжает предыдущие два, хотя и работает в отрыве от них.

Цель у Баки остается прежней: семнадцатилетний парень мечтает решить семейный вопрос, победив отца в честной битве. А для этого ему предстоит основательно потренироваться, в том числе сразившись с сильнейшими бойцами в мире. Первым из них становится Бисквит Оливер, также известный как Мистер Освобожденный, который силен настолько, что может спокойно выйти из самой охраняемой тюрьмы в мире.

Традиционно для франшизы «Баки Ханма» демонстрирует череду безумных боев, находящихся на тонкой грани между серьезной подачей и самоиронией. Уровень местного абсурда с легкостью может потягаться с другой известной аниме-серией, «Невероятные приключения ДжоДжо»: например, в первых же эпизодах Баки сражается с воображаемым богомолом и едва не проигрывает ему, а Мистер Освобожденный способен голыми руками и без особых усилий смять мотоцикл как бумажную игрушку. Во многом именно зашкаливающий уровень безумия и маскулинности и выделяет «Баки Ханма» среди других шоу. Серьезно, местный уровень «истинной мужиковости» выигрывает даже у «Кулака Полярной звезды» и непременно пробудит в вас желание пойти в качалку.

«Голубой период» / Blue Period

Ятора Ягучи заканчивает обучение в школе и не особо понимает, что делать дальше. Он привык хорошо учиться и угождать другим, но однажды неожиданно для себя чувствует острую тягу к рисованию. С этого начинается его путь художника, и главной целью надолго становится желание поступить в Токийский университет искусств, куда бесплатно попадают только лучшие из лучших.

«Голубой период» — это история о поисках себя и трудностях переходного возраста. Речь не о подростковом бунте, а о том, как внешние и внутренние факторы помогают становлению личности и переосмыслению жизненных ценностей. Путь Ягучи в этом плане очень показателен: он на глазах отказывается от многих привычных для себя вещей в пользу того, что по-настоящему важно.

Что не менее интересно, так это подход шоу к процессу творчества. «Голубой период» в легкой и доступной форме говорит о сложном искусстве, буквально проводя экспресс-курс по многим аспектам живописи — от композиции до правил смешивания цветов. Причем разбираются как известные картины, так и созданные Ягучи и его друзьями. Взгляд на искусство изнутри глазами непрофессионала вполне может пробудить интерес и у зрителя — если, конечно, есть такая предрасположенность.

«Магическая битва» / Jujutsu Kaisen

Формально сериал стартовал еще в 2020-м, но завершился в марте этого года, так что будем считать его новинкой. Тем более что «Магическая битва» — один из главных сенэнов наших дней, уступающий среди современников разве что прошлогоднему «Истребителю демонов».

Юдзи Итадори — физически сильный и хорошо сложенный юноша, стремящийся помогать окружающим по наставлению дедушки. Он живет тихой и спокойной жизнью до тех пор, пока случайно не оказывается втянут в борьбу с Проклятиями — особыми созданиями, рождающимися в местах скопления негативных эмоций. И так уж выходит, что для победы над сильным противником он проглатывает палец одного из сильнейших Проклятий, Сукуна. Это дает ему не только невероятную силу, но и пробуждает в теле Юдзи хозяина пальца.

«Магическая битва» содержит в себе все, за что зрители любят сенэн: здесь есть и яркие персонажи с уникальным характером, и зрелищные сражения, и тайна, требующая разрешения, и неплохой юмор, разряжающий ситуацию в нужный момент. При том что ничего уникального сериал не предлагает, он отлично работает с привычным тропом «школьники против монстров», выводя его на новый уровень и делая более актуальным для сегодняшнего зрителя. В отличие от большинства типичных героев, Итадори вынужден бороться с собственными слабостями и внутренним демоном (последнее — буквально), а не просто превозмогать до победного. К тому же местные героини вышли куда более человечными, чем во многих сенэн-аниме.

«Приоритет чудо-яйца» / Wonder Egg Priority

Старшеклассница Аи находится в разбитом состоянии духа. Она не ходит в школу и все чаще запирается в своей комнате, тяжело переживая самоубийство лучшей подруги. Однажды вечером она вышла на прогулку и похоронила погибшего жука, за что тот подарил ей чудо-яйцо. Разбив последнее, Аи попадает в загадочный мир, где ей нужно спасти душу старшеклассницы, которая также покончила с собой, не выдержав напряжения. А позже девочка узнает, что если спасти достаточно заблудших душ, то можно вернуть подругу к жизни.

Взяв за основу привычную формулу шоу о девочках-волшебницах, «Приоритет чудо-яйца» выворачивает его наизнанку, причем иначе, чем в культовом «Девочка-волшебница Мадока». Здесь девочкам в мире грез приходится бороться с персональными страхами несчастных, попутно отбиваясь от обретших форму слухов и общественной ненависти.

Конечно, в первую очередь «Приоритет чудо-яйца» — это огромная метафора о проблемах общества и трудностях переходного возраста. Особое место здесь занимают школьная травля и высокий процент самоубийств среди подростков. Но помимо этого, речь идет еще и о персональных травмах и попытках примирения с ними.

Сериал выполнен на очень высоком техническом уровне: местами анимация и стилистика не уступают полнометражным аниме, которые по традиции выполнены лучше, чем сериалы. Без недостатков, впрочем, не обошлось: из-за высокой планки один из эпизодов оказывается банальным рекапом предыдущих событий, а финал кажется несколько «зажеванным» и уступает первой половине шоу. Впрочем, даже половины сериала было бы достаточно, чтобы смело ставить его в десятку лучших: сюжет при своей привычной форме «монстр недели» способен рассказывать сложные и интересные истории, а нотка ревизионизма вкупе с современными проблемами подростков делает шоу по-настоящему важным событием.

«Рейтинг королей» / Ousama Rating

Юный Бодж родился в королевской семье. Ребенок появился на свет невероятно слабым, к тому же глухонемым, что не останавливает его на пути к мечте — стать лучшим королем в мире. В этом ему поможет Кагэ — загадочное существо из уничтоженного в прошлом клана теней, которое может понимать Боджа, несмотря на то что мальчик способен только издавать нечленораздельные звуки.

За ярким фасадом и неунывающей улыбкой Бодж скрывает неуверенность и множество страхов, что вовсе не останавливает мальчика на пути к собственной цели. «Рейтинг королей» привлекает приятной стилистикой и непростыми темами в обертке почти стандартной истории о становлении лучшей версией себя. Однако у шоу припасено несколько козырей в рукаве, которые могут удивить даже тех, кто плотно следит за аниме.

В отличие от многих похожих историй, местный главный герой не слаб, а силен в своих особенностях. Во многом именно это и позволяет выделить «Рейтинг королей» среди множества, казалось бы, похожих шоу. За сюжетом попросту интересно следить, а персонажи не делятся на «черное» и «белое», пусть даже поначалу и складывается подобное впечатление. А со временем изначальная экспозиция разворачивается не самым очевидным образом, что позволяет накинуть сериалу еще несколько баллов.

Интересная деталь: Бодж использует реально существующий язык жестов для общения — авторы консультировались с Токийским сообществом глухонемых.

«Сонни Бой» / Sonny Boy

Странным образом 36 учеников старшей школы оказываются в другом измерении, где не действуют привычные законы. Некоторые из них получают особые способности, в то время как остальным приходится мириться с привычным существованием в крайне непривычных условиях. Школа висит в непроглядной темноте и пустоте, откуда, кажется, нет никакого способа выбраться. Однако вскоре у них появляется надежда в виде двух особых учеников — Нагары и Мицуко: первый способен путешествовать между мирами, а вторая четко видит, где на самом деле находится путь домой.

«Сонни Бой» — «тихая бомба», которая прошла неоправданно незаметной. Это крайне необычный сериал, который прикидывается weird fiction, а на деле говорит о всем знакомых проблемах. За историей отдельных учеников, которые пытаются привыкнуть к жизни в новом для себя мире, скрываются куда более важные вещи вроде поисков себя, попыток разобраться с гнетущими трудностями и осмыслить собственное существование. Его фрагментарность и безуминка — отличные инструменты для демонстрации хаоса, который творится в голове во время переходного возраста.

В свое время что-то подобное проворачивали с разным успехом многие другие, среди прочих — «Евангелион» и FLCL. «Сонни Бой» справляется без огромных роботов и зашкаливающего уровня безумия, полагаясь на довольно минималистичный видеоряд и яркие образы. Еще одним отражением духа является использование музыки: здесь отсутствует опенинг, а большая часть шоу остается предельно тихой, из-за чего резко вступающая музыка вызывает особые эмоции.

«Сонни Бой» не дает никаких ответов даже в финале своей истории. Пока Синдзи из «Евангелиона», перестав наконец убегать от реальности, смог добиться какого-никакого счастья (речь об оригинальном финале, а не о «Конце Евангелиона»), Нагара оказывается во все той же серой реальности. Мантру «похоже, мы не можем изменить мир, а значит, все обойдется» парень усваивает на все сто.

«Необычное такси» / Odd Taxi

Одокава — тихий таксист, живущий одинокой жизнью. Он развозит различных пассажиров по всему городу, выслушивая их удивительные истории, а в свободное от заказов время развлекает себя прослушиванием радио. Спокойная жизнь заканчивается, когда Одокава оказывается единственным свидетелем в деле об исчезновении девушки, которую ищет не только полиция, но и якудза.

Еще один прошедший довольно незаметно сериал, которому не мешало бы «выстрелить» погромче. Во многом отсутствие интереса связано с необычным визуальным рядом: дело в том, что все герои шоу — антропоморфные животные, из-за чего к «Необычному такси» прилип тег «фурри», имеющий не самую положительную окраску. Однако же сериал способен удивить потрясающе проработанными диалогами, интересными визуальными и концептуальными решениями и понятной человечной историей, от которой трудно оторваться.

Что не менее интересно, сериал раскрывается по полной в первой половине: там основная сюжетная линия еще не успевает набрать обороты, и большая часть экранного времени отводится диалогам Одокавы с пассажирами. И это куда более увлекательное зрелище, чем кажется на первый взгляд: в своих разговорах таксист затрагивает множество интересных и актуальных тем, которые к тому же прописаны с максимальным реализмом и детализацией. Многие рецензенты сравнивали их с диалогами из работ Квентина Тарантино, и в целом не зря: дух у сериала, конечно, отличается, а вот качество — нет.

«Токийские мстители» / Tokyo Revengers

Такэмити Ханагаки к 26 годам успел окончательно разочароваться в себе и ведет крайне простую жизнь. Однажды он случайно узнает, что его бывшая девушка Хината погибла во время разборок токийской мафии Мандзи. Разбитый новостями, он случайно падает на рельсы метро, но, вместо того чтобы погибнуть, неожиданно переносится на 12 лет назад. Осознав ситуацию, он решает исправить будущее, в том числе и спасти Хинату во что бы то ни стало. А для этого ему предстоит вступить в Мандзи, которая на тот момент была школьной бандой.

«Токийские мстители» созданы Вакуи Кэном, который не понаслышке знаком со школьными бандами, гремевшими по всей Японии в 2000-х. Поэтому все, что касается отображения босодзоку, байкерских банд, здесь показано довольно точно. При этом Такэмити не является типичным героем сенэна: он слаб и часто проигрывает в боях, ощущая собственную беспомощность. Из-за этой его черты многие драки в шоу выглядят попросту незрелищно, что, однако, неплохо дополняет образ парня. Недостаток физической силы он компенсирует силой духа: в нужный момент он способен отбросить страх и выйти даже против сильнейших противников, что и позволяет ему сблизиться с Майки и Дракеном — главами Мандзи.

Именно налет реализма выделяет в целом стандартную историю: герои, конечно, периодически способны на нечеловеческие поступки (особенно если это не Такэмити), но по большей части шоу развивается удивительно логично для фантастической истории с путешествиями во времени.

«Хэйкэ: Повесть о доме Тайра» / Heike Monogatari

Адаптация знаменитого средневекового японского военного романа, вольно обходящаяся с первоисточником. Центральным персонажем здесь выступает девочка Бива, чей отец был убит жестоким представителем дома Тайра. Она обладает уникальным даром предвидеть будущее и, узнав о предначертанном конце клана Тайра, отправляется оповестить об этом его представителей. Однако на месте она встречает Сигэмори — старшего сына, который оказывается не похож на своих родственников. Он решает искупить вину и берет Биву на попечение, с чего и начинаются их странные приключения.

В отличие от оригинального произведения, аниме показывает события глазами третьей стороны, той самой девочки Бивы, сказительницы, играющей на одноименном инструменте. При этом, несмотря на то что в центре событий находится вражда двух кланов, история фокусируется скорее на бессмысленности войны и насилия и тех эмоциях, что рождаются в сердцах у причастных. Создателям шоу явно не симпатичны события, которые демонстрируются со всей откровенностью, — от династических браков с участием детей до грандиозных побоищ и сожженных деревень. И именно взгляд Бивы на события помогает зрителю лучше прочувствовать происходящее: она одинока и бессильна; она видит смерти близких, но ничего не может с этим поделать.

Сериал балансирует между красотой и жестокостью, выставляя во главу созерцательность. «Хэйкэ: Повесть о доме Тайра» не стесняется искать прекрасное в ужасном, но и не боится демонстрировать самые жестокие моменты. Во многом шоу построено вокруг моно-но аварэ, но при этом осторожно обходится с оригинальным текстом, который хорошо знаком практически каждому японцу.

«Я побрился. И приютил старшеклассницу» / Hige o Soru. Soshite Joshikousei o Hirou.

29-летний Ёсида работает в офисе и ведет тихую, спокойную жизнь. Он долгое время был тайно влюблен в свою коллегу Айри, однако не решался ей в этом признаться. А когда ему наконец это удается, он получает отказ. Напившись с горя, Ёсида возвращается домой в нетрезвом состоянии и почти у самого порога находит Саю — сбежавшую от родителей старшеклассницу. Не совсем отдавая себе отчет в том, что делает, парень приглашает школьницу к себе, чтобы той не пришлось ночевать на улице. Саю была морально готова переспать с незнакомцем, однако тот отказывается и позволяет тем не менее жить у себя в обмен на помощь по хозяйству.

Завязка сериала кажется началом истории как минимум с налетом эротики, которой на деле нет вовсе. То же касается и юмора: вроде бы длинное и нелепое название этому способствует, однако в оригинале просто обыгрывается сходство глаголов «бриться» и «приютить». «Я побрился…» — это драма, причем драма хорошая. Здесь найдется место и важной теме взросления и принятия ответственности, и переосмыслению ценностей в более зрелом возрасте. Как Саю меняется во время жизни с Ёсидой, так и сам Ёсида находит в себе совершенно новые черты. «Я побрился…» работает исключительно с повседневностью, в которой находится место и горю, и радости, а события хоть и выдуманы, но выглядят до больного реалистично.

В этом ценность сериала: здесь есть намеченные конфликты, у которых нет красивого разрешения. Есть и внутренние переживания, остающиеся внутри и попросту не находящие выхода. Во многом это и отличает сэйнэн от сенэна: пока подростки в своем максимализме идут до конца, сметая любые преграды, взрослые все чаще борются с фрустрацией психологическими уловками вроде замалчивания или замещения. Даже финал здесь не назвать однозначно хорошим — слишком уж много открытых вопросов просто повисают в воздухе, равно как и в повседневной жизни.

«Истребитель демонов»
1/6
«Истребитель демонов»
«Атака титанов»
2/6
«Атака титанов»
«Моя геройская академия»
3/6
«Моя геройская академия»
«Невероятные приключения ДжоДжо: Каменный океан»
4/6
«Невероятные приключения ДжоДжо: Каменный океан»
«Евангелион 3.0 + 1.01: Как-то раз»
5/6
«Евангелион 3.0 + 1.01: Как-то раз»
«Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире 2»
6/6
«Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире 2»

Говоря о лучших сериалах 2021-го, нельзя не упомянуть те из них, что стартовали (или закончились, как, например, «Магическая битва») не в этом году. В числе почетных «возвращенцев» хотелось бы упомянуть:

  • «Истребитель демонов»: один из самых популярных сенэн-сериалов вначале вернулся в виде полнометражного аниме, а в октябре — уже в виде сериала, семь эпизодов которого показывают расширенную версию фильма. Который, кстати, стал самым кассовым аниме в истории.
  • «Атака титанов»: последний сезон культового аниме наконец-то приблизил зрителей к пониманию тайны происходящего. Сериал без стеснения зашел на территорию остросоциальных вопросов, оставаясь при этом все таким же зрелищным. Впереди грандиозная развязка, ждать которую осталось совсем недолго.
  • «Моя геройская академия»: шоу несколько замедлилось, сделав ставку на повседневность, что пришлось по вкусу не всем. В итоге мнения зрителей разделились: кто-то похвалил авторов за попытку предложить что-то новое, а кто-то остался крайне недоволен отсутствием того же накала, что в четвертом сезоне.
  • «Невероятные приключения ДжоДжо: Каменный океан»: экранизация вот уже шестой части эпично-безумной манги Хирохико Араки. На этот раз в центре внимания Джолин Куджо — дочь Джотаро, героя третьей арки. Несмотря на то что «Каменный океан» традиционно считается самой слабой частью, он все еще способен удерживать у экранов куда лучше многих конкурентов.
  • «Евангелион 3.0 + 1.01: Как-то раз»: завершение «ребилдов», которого фанаты ждали без малого десять лет. Финал вышел более личным и светлым, чем в оригинале, что пришлось не всем фанатам по вкусу. Для создавшего серию Хидэаки Анно «Как-то раз» стал своего рода точкой во всей истории: по собственному признанию, возвращаться к «Евангелиону» он больше не собирается.
  • «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире 2»: вторая часть второго сезона одного из самых громких исекаев последних лет. Здесь авторы решили сосредоточиться на раскрытии персонажей, несколько снизив темп и изменив тон повествования на более позитивный. Судя по отзывам, это пришлось по вкусу далеко не всем.

А что из аниме запомнилось лично вам? Пишите в комментариях!

Комментарии