Любите ли вы слэшеры? Если бы вам пришлось выбирать, кого бы вы выбрали — Фредди, Джейсона, Майкла или, например, Буббу Сойера? А может, вам по душе и вовсе семейка папы Юпитера?
Удивительно, но при всей известности в подобных разговорах редко всплывает Гоустфейс. А все потому, что убийца в маске призрака из франшизы «Крик» постоянно меняется и не ассоциируется с кем-то одним. И в этом всегда была его прелесть: придуманная мастером слэшеров Уэсом Крэйвеном идея первого «Крика» оказалась удивительно живучей. Речь не столько о количестве, сколько о качестве: деконструкция слэшера в каждой новой части предлагала какой-то необычный твист. Но Уэс Крэйвен скончался в 2015-м, завершив свою карьеру четвертым «Криком» в 2011 году, и оставил после себя ботинки, в которые не так-то просто влезть. И все же десять лет спустя мир увидел «Крик» вновь — причем без цифры или подзаголовка в названии.
На смену Крэйвену пришли Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт, успевшие зарекомендовать себя черной комедией «Я иду искать» и несколько менее удачным участием в сборниках «Монстры Юга» и «З/Л/О». Успех фильма, впрочем, во многом определил еще один важный для «Крика» человек — неизменный сценарист франшизы Кевин Уильямсон.
«Крик» в лучших традициях современных серий хорроров («Хэллоуин», «Кэндимен», «Лестница Иакова» среди прочих) выступает эдаким мягким перезапуском: фильм смотрится самостоятельно, но предлагает немало интересных отсылок и для преданных фанатов франшизы. Для последних здесь, само собой, раздолье: помимо постоянных героев Сидни Прескотт, Дуайта Райли и Гейл Уэзерс будут и куда более неожиданные «возвращенцы». И нет, речь даже не о Роджере Джексоне, чей голос так хорошо знаком каждому фанату «Крика». Скажем так, одного из героев я никак не ожидал увидеть и был, мягко говоря, шокирован.
Главные две вещи для серии — фирменная жестокость, оправдывающая звание слэшера, и жанровая деконструкция. Сначала о первом: крови здесь по-настоящему много. Гоустфейс по-прежнему ловко обращается со своим ножом, полосуя, кромсая и пронзая своих жертв, причем буквально с первых же минут. Насилие, как и положено, вовсю смакуется и демонстрируется почти без утайки, разве что в паре сцен ракурсы выбраны так, чтобы не перестараться с обилием расчлененки.
С деконструкцией тоже все в порядке, начиная от проговаривания «правил хорроров» и заканчивая самим сюжетом, выстроенным в лучших традициях постмодернизма. Фильм стартует с обсуждения современных хорроров и тенденций, которые в них наблюдаются, а в одной из сцен герои сокрушаются о проблеме бесконечных ребутов и сиквелов. В какой-то момент достается даже фанатам, из-за токсичности которых «страдают» известные франшизы вроде «Звездных войн», «Хищника» и «Охотников за привидениями». То есть да, фильм вновь смеется над собой, но делает это настолько изящно, что просто невозможно не восхититься. Метаирония заходит настолько далеко, что в кадре даже закатывают вечеринку в честь Уэса — конечно, не того самого, но все же понимают, о ком в действительности идет речь.
Местами жанровые тропы обыгрываются особенно удачно: от нагнетания саспенса за счет работы камеры и деталей на фоне до диалогов, в которых внимательный зритель может раскрыть тайну очередного Гоустфейса до того, как фильм все расскажет прямым текстом. Неподдельное восхищение вызывает это еще и потому, что герои и сами прекрасно понимают всю безумную смехотворность ситуации — речь не о том, насколько все глупо, а о том самом «юморе висельника», смехе обреченных на смерть людей. Проходятся даже по постковидной реальности: в одной из сцен показано крайне нетрадиционное использование санитайзера.
«Крик» во многом делает то же самое, что и «Матрица: Воскрешение», с той лишь разницей, что Беттинелли и Джиллетт, помимо своего метавысказывания, не забыли о фанатах — что «Крика», что слэшеров в принципе. Тот самый случай, когда авторы убивают двух птиц одним выстрелом. Вернее, двух жертв одним взмахом ножа.
Интересный диалог о современных фанатах, франшизах и тенденциях в хорроре в конечном счете завернут в яркое полотно в багрово-красных тонах. А снять фильм-издевку так, чтобы фанаты визжали от восторга, — это, знаете ли, дорогого стоит. Да еще и в финале припечатать тем, что «Бабадук» лучше, даром что общего с «Криком» у творения Дженнифер Кент примерно ничего.