26 ноября стало известно, что Сергей Гламазда заменит Романа Дворянкина на посту генерального менеджера Virtus.pro. Новый СЕО клуба поделился планами по развитию организации, а также объяснил, какие цели он будет ставить перед составами по CS:GO и Dota 2. Об этом Гламазда рассказал в интервью для Cybersport.ru.
— Для тебя приход в киберспорт — риск? Ты ведь работал на крупнейшее независимое маркетинговое агентство.
— Риск есть всегда, когда ты меняешь карьеру, даже в той индустрии, которая устоялась. Тут правильнее говорить не про риск, а про потенциал. В киберспорте он огромный: в индустрии много возможностей, у нее большое будущее. На чаше весов потенциал перевешивает риск.
Мой товарищ написал мне в инстаграме: «Как дела?». Я говорю: «У меня работа меняется». Он спрашивает: «В какую отрасль пойдешь?». Отвечаю: «Киберспорт». И он написал с десяток сообщений: «Господи, это будущее. Через десять лет киберспорт будет больше, чем НБА. Поздравляю, это очень круто!». Все друзья, знакомые поддержали идею пойти в киберспорт.
— Киберспортивное комьюнити тебя пока не знает. Какой бэкграунд вселил в тебя уверенность в том, что всё получится в киберспорте? Какие твои скиллы с предыдущих мест работы помогут на новом посту?
— Нужно начать с предыстории. К киберспорту меня подтолкнули две очень разные истории.
Когда мне было лет 15, я жил в Киеве, куда переехал из Харькова. У нас между домами района появилась сетка, и я начинал играть в Quake, CS и потом в Lineage. Уже тогда были соревнования, и цифры в $20 тыс. мне казались феноменальными, ведь на эти деньги можно жить бесконечное количество лет. Я следил за разными игроками: uNkind, Cooller, Fatal1ty, Zero4. Я уже тогда понимал, что это всё будет двигаться и развиваться, и мне это было интересно. Но тогда у меня не было возможностей, поэтому я выбрал движение в сторону классической карьеры и получил образование в маркетинге.
Спустя 15 лет у меня в Nielsen появились несколько проектов, связанных с холдингом ESforce. Мне нужно было оценить эффективность медийного размещения, оценить спонсорские пакеты и так далее. То есть оценить, сколько ценности приносит партнер, который за это платит. И еще было исследование аудитории болельщиков киберспорта. В тот момент я понял, что аудитория большая. В России это 12 млн человек, которые как-то взаимодействуют с киберспортом. И когда я увидел медийные цифры, я понял, что они работают даже эффективнее, чем в классическом спорте в России.
Соответственно, я понимал, что есть аудитория, которой это интересно. Она играет, у неё есть свои кумиры, да и сами дисциплины развиваются. И есть «бизнесовая» часть, которая говорит, что киберспорт действительно несет ценность для спонсоров.
Один знакомый в индустрии спорта и киберспорта подошел ко мне на одном спортивном мероприятии и спросил: «Тебе было бы интересно возглавить киберспортивный клуб?». Я спросил, что за клуб, потому что команда команде рознь. Он ответил, что это Virtus.pro, и я в ту же секунду ответил: «Да».
Я согласился, хотя понимал, что уход из моей текущей компании — это большой риск и стресс. В ней я провел десять лет, она мне дала много всего с точки зрения экспертизы, опыта, развития. Но я понимал, что Virtus.pro и киберспорт — это действительно то будущее, в котором мне хотелось бы оказаться, поэтому я сделал рискованный шаг вперед.
— Virtus.pro уже давно сформировалась как организация. Это сильный бренд. Но чтобы двигаться дальше, нужны изменения. Есть ли у тебя план на развитие клуба?
— У нас амбициозные цели на 2020 год. Конечно, в клубе будет определенная реорганизация. Сейчас я вижу структуру Virtus.pro следующим образом:
- Блок медиа. Это всё, что связано с медиа и работой с фанатами. То, как мы постим контент, что именно постим, в каких соцсетях, какие видео делаем, и так далее.
- Операционный блок. Он связан с обеспечением эффективности работы буткемпов, менеджеров, реализации спонсорских прав.
- Блок, завязанный на результатах. Это тренеры, спортивные психологи — всё, чтобы у команды была возможность показывать результат.
- Академия развития молодых талантов — это наш далекоидущий план. VP делает большую ставку на работу с молодыми игроками, чтобы они становились профессионалами.
— В киберспорте есть топ-менеджеры, которые близки к аудитории. Они тоже на себя взваливают некий груз медийности своей команды и тоже становятся фронт-менеджерами. А есть люди, которые действуют за кулисами и не афишируют свою деятельность. Какой путь ближе тебе?
— Я общаюсь с аудиторией, потому что это в том числе часть моей работы. И мне хотелось бы продолжать это делать, но сначала нужно подобрать формат. Как правило, на всех соревнованиях я готов пообщаться с фанатами. На Новый год мне писали — поздравляли с праздниками, — и у нас пошла дискуссия про будущее команды, про то, какой мерч нам нужно выпускать. Мы хорошо поговорили. Я и сейчас стараюсь отвечать в соцсетях, но не всегда успеваю это делать из-за плотного графика.
— В командах основной пункт затрат — это зарплаты игроков. С каждым годом запросы киберспортсменов растут, клубы сильно раздувают бюджеты. С таким подходом организации вообще могут выходить в плюс? И может, организациям стоит ограничить аппетит игроков и договориться между собой?
— Наверное, такой вариант может быть реализован, но мне он не кажется рабочим. Если организация хочет развивать киберспорт и сама расти с точки зрения экономики, ей нужно учитывать три элемента.
- Финансовая дисциплина. Клубам нужно научиться тратить с умом. Деньги нужно тратить только на те факторы, которые помогают результату или болельщикам.
- Работа с партнерами и спонсорами. Я уверен, что если организация будет реализовывать спонсорские контракты, то она может выйти в ноль и даже заработать.
- Наращивание аудитории. Клубы из НХЛ, НФЛ, НБА могут платить такие зарплаты, потому что у них есть аудитория, которая смотрит контент и которой это интересно. Эта аудитория интересна потенциальным спонсорам. Киберспортивным командам это не менее важно.
Можно иметь бесконечное количество денег, тратить их и ничего не зарабатывать, а можно делать наоборот — иметь не очень много, но делать болельщиков и игроков довольными, чтобы команда могла играть и при этом что-то зарабатывать.
— Этап «тратить сколько тратится» в киберспорте уже прошел? Уже настал момент отрезвления, когда всё-таки даже самый щедрый начинает считать деньги?
— Сейчас все начинают считать. Любой инвестор ждет возврата инвестиций, поэтому отдавать деньги и не ждать ничего взамен — это точно не рабочий вариант. Инвестор ждет возврата своих инвестиций организацией, организация ждет результатов, болельщик тратит свое время и силы — он тоже хочет получить результат. Это такой цикл, который работает везде. Если кто-то где-то готов платить миллиарды и не ждать ничего взамен — для меня это очень странный подход.
— Перейдем к составам. Какие дисциплины вы рассматриваете как потенциально интересные для открытия новых составов?
— Мы хотим иметь больше составов, потому что это развивает и организацию, и базу болельщиков. Если в Apex в прошлом году было непонятно, что издатель будет делать с киберспортивной составляющей, то в этом году мы уже знаем, что будет порядка пяти мейджоров. Как издатель инвестирует в направление киберспорта, нам нравится. Мы будем смотреть по результатам этого года, насколько это рабочая история.
По Fortnite у аудитории бытует мнение, что существует только чемпионат мира. Но на самом деле по ней есть много онлайновых турниров, которые идут в течение всего года. Плюс есть возможность стриминга. И нам не хочется упускать дисциплину, которая колоссальна с точки зрения зрительского интереса.
Мне очень нравится идея с Rainbow Six, мы это сейчас прорабатываем. Хотим также рассмотреть мобильные игры. И мы ждём проекты от Riot Games — по крайней мере, мой фокус на Project A. Интересно, как дальше будет развиваться Underlords у Valve.
— Есть две популярнейшие мировые игры, где нет присутствия Virtus.pro. Это League of Legends и Overwatch. Смотрите ли вы в эту сторону и возможно ли в будущем ваше присутствие тут?
— Я больше смотрю на League of Legends. Это один из тех моментов, что прорабатывается.
Насчет Overwatch я более скептичен из-за стоимости слота. Мне сложно представить вариант, что эта инвестиция окупится даже в далекой перспективе. Кто-то может сказать: «Да что ж ты всё время про деньги?». Но суть в том, что проще инвестировать деньги в ту дисциплину, где хотя бы есть составы из СНГ, где есть наша аудитория. Лучше больше дать комьюнити и игрокам, чем надеяться, что за пять лет что-то выгорит в OWL.
— В СНГ многие предпочтут болеть за слабый состав из «наших игроков», чем за сильный, но иностранный. Вы будете учитывать этот момент при формировании новых составов?
— У меня был об этом разговор на прошлой неделе с одним из менеджеров наших составов по поводу потенциального открытия новой дисциплины. И мы как раз размышляли, каким должен быть состав, откуда он должен быть и во что это в итоге может вылиться для организации.
Естественно, болеть за своих интереснее. Ты хочешь видеть знакомое тебе лицо, проводить между ним и собой параллели. Но есть дисциплины, которые в СНГ не очень популярны, но очень раскручены в мире. Например, если я бы думал о составе по Super Smash Bros. или Street Fighter, то мне бы, конечно, хотелось, чтобы в нём были наши игроки, но я не стану на этом настаивать. Virtus.pro, как я для себя говорю, — это интернациональный клуб, международный. Так почему бы нам не иметь в Штатах состав с сильными местными игроками?
— Для комьюнити большой интерес представляет подписание состава AVANGAR. Он случился на стыке между эпохой Дворянкина и началом эпохи Гламазды. Что стало определяющим фактором при выборе этого ростера?
— Да, сделка случилась, когда начался переходный период между мной и Ромой. Когда я уже вышел на работу, то знал, что у VP будет этот состав. Почему именно AVANGAR? Команда показала хороший результат в 2019 году, она из СНГ и в ней есть перспективные игроки. По совокупности этих факторов мы пришли к такому выбору.
— В Dota 2 лицом команды был Роман RAMZES666 Кушнарёв, но он уехал в Америку. С учётом того, что медиа сейчас — это приоритет для Virtus.pro, как вы собираетесь выстраивать образ команды? Ставка будет на конкретную «звезду» или на всю команду?
— Я бы всё-таки сказал, что наш главный приоритет — это спортивный результат. Медиа идет уже после него. С учетом текущих составов, я не уверен, что нам нужна какая-то конкретная «звезда». У нас хватает талантливых ребят, которые хорошо играют и интересны аудитории в кадре. Почему не дать им всем возможность засиять?
— В спорте считается — чем выше медийность игрока, тем больше риск отсутствия спортивного результата. Исключение — Криштиану Роналду. Медийность вместе с результатом в киберспорте может существовать? Возможен ли киберспортивный Криштиану?
— Я думаю, что киберспортивный Криштиану возможен, и такие люди уже есть. В киберспорте главное — результат. Но медиа всегда идет рядом. Обе составляющие важны для клуба. Для их развития в VP есть отдельные департаменты.
Важно понимать, что ты не можешь быть всегда номером один. На любом турнире могут сложиться разные обстоятельства, которые помешают тебе победить. Нельзя всё время говорить о победах, иначе даже второе место будет тебя демотивировать.
— Какие результаты ты ставишь перед Virtus.pro на 2020 год?
— Я бы счел хорошим — не идеальным, но хорошим — 5-6 место или выше на The International 2020. Если мы займем второе место, я не стану жаловаться на то, что мы не первые. Потому что я понимаю, что если ребята по результатам этого года смогут выйти на эти позиции, это будет хорошим результатом.
Если мы говорим про Counter-Strike, то для меня хорошим результатом был бы выход в финал одного из мейджоров. Мне хотелось бы, чтобы хоть один из наших игроков вошел в топ-10 рейтинга HTLV.org по результатам года, а команда попала бы в топ-3. Я счел бы это невероятным, феноменальным результатом.
— Сейчас ты это озвучиваешь для всего комьюнити, в том числе для игроков. Это может создать им дополнительный прессинг? Болельщики же «заскринят».
— Когда я спрашиваю у наших игроков об ожиданиях от любого турнира, они всегда отвечают: «Мы хотим быть номером один». Но это спорт, поэтому мы никогда не можем точно знать, какое место займем по итогу.
Очень важно поддерживать диалог с игроками. После любого турнира у них надо спрашивать: «Какое место здесь ты счел бы нормальным результатом для нас? А какой результат тебя бы расстроил?». Поэтому те ожидания, что я озвучил, выходят из диалога с командами.
— На самом деле киберспортивному комьюнити сейчас не хватает понимания, что в спорте лишь один победитель. Шестнадцать команд участвуют, но пятнадцать из них не выиграют кубок. Но у каждой есть свой удовлетворительный уровень результата.
— Когда-то у меня был тренинг, на котором мне объяснили, что есть три типа результатов: тот, на который ты целишься; тот, с которым тебе «окей»; и тот, который тебя разочарует. Мне тогда задали вопрос: «Серёж, допустим, ты хочешь себе красный “Феррари”. Это твоя цель. Будешь ли ты расстроен, если получишь машину, но она будет зеленой?». Я ответил, что нет, ведь это всё равно «Феррари». Так и в спорте.
Если ты каждый раз будешь расстраиваться, занимая не первое место, ты эмоционально быстро выгоришь, потеряешь возможность радоваться своей игре. А ты должен получать от неё удовольствие! Ты выиграл — получил этот азарт. Если ты лучше сыграл, чем в прошлом году, — это уже плюс. Главное — продолжать прогрессировать, и однажды этот процесс приведет тебя к победе.
— Выше ты упомянул, что ждешь от игроков попадания в топ от HLTV.org. В некоторых организациях даже зарплаты игроков от этого зависят. Насколько это важно для VP?
— Да, рейтинги являются частью контрактов игроков. Рейтинг показывает уровень тебя и твоей команды в конкретный момент. Это пульс. Ты, как спортсмен, должен стремиться стать лучше. И мы, как организация, хотим самые сильные составы. Если бы не было рейтингов, силу клубов все мерили бы только по одному — самому крупному турниру за год. Но как ты можешь выиграть главное соревнование, если в течение года не попадал даже в топ-6 на других ивентах?
Понятно, что есть примеры команд, которые пришли из ниоткуда и выиграли супертурнир. Но это уникальный кейс — как выиграть миллиард рублей в лотерею. Если мы посчитаем количество людей, которые потратили время, но так ничего и не выиграли, их будет намного больше. Поэтому рейтинг — это определённая метрика, которая показывает, прогрессируешь ты или нет. Если ты всё время растешь в рейтинге по статистике, то, скорее всего, ты выйдешь на тот уровень, к которому стремишься.
— Вопрос относительно взаимодействия руководителей организации и капитанов составов. Очевидно, что был диалог, может, и не один, с Алексеем Solo Березиным. Каким образом будет меняться взаимодействие его, состава и руководителя?
— Solo — капитан команды. Человек с огромным игровым опытом и довольно большим багажом жизненного опыта. Он, как профессионал в своей отрасли, отвечает за результат команды и её построение. Я имею другую экспертизу, другой жизненный опыт, профессиональные навыки. В каких-то вопросах я максимально доверяю тому, что делает Solo, но и Лёша, будучи зрелым человеком и капитаном, может советоваться со мной по некоторым вопросам.
Ты не ходишь к одному врачу, ты пытаешься собрать мнения разных. Так в работе поступаю и я. Хотя я могу во многих случаях принять решение сам, всё равно я советуюсь с коллегами. Либо со своим руководителем, потому что он у меня тоже есть, либо с командой, потому что у них есть экспертиза в своих вещах. Прийти к Лёше и сказать, что какой-то игрок исполняет лучше них на какой-то позиции, — это нереальная история.
— В завершение интервью, что бы ты хотел сказать фанатам команды?
— Болейте за Virtus.pro, потому что сами знаете, какой зверь самый сильный.