Статья

Во всём ли виновата «Дота»? Что происходит с League of Legends в СНГ

League of Legends уже пять лет доминирует в киберспорте: последний чемпионат мира смотрели до 106 млн человек одновременно. При этом матчи Континентальной лиги собирают меньше зрителей, чем китайская «Дота» с утра. Cybersport.ru вспоминает, как в СНГ появилась профессиональная сцена League of Legends и что происходит с ней сейчас.

«Империя» с нуля

League of Legends вышла в Северной Америке в октябре 2009 года. О релизе в СНГ речи не шло: Riot Games занималась серверами в Европе, Азии и в Австралии. Русскоязычное сообщество собралось на сайте lol-game.ru, который уже через месяц после выхода игры начал переводить информацию о чемпионах и предметах. О начальной популярности игры в СНГ говорит январская статистика уникальных посетителей: всего 450 человек в сутки.

Соревновательной сцены в СНГ тоже не было: турнирные операторы не спешили поднимать регион с нуля. Доходило до абсурда: на IEM Season VI Kiev не было отборочных для СНГ. ESL устроила только украинскую квалификацию, которую прошёл микс White Lotus с Антоном Fomko Фомкиным.

Впоследствии легендарной пятёрке Team Empire (Darien, Diamondprox, Alex Ich, Genja, Edward) пришлось выступать в квалификации для Европы — и она сыграла великолепно. В решающем матче команда победила SK Gaming с ocelote, основателем G2 Esports. А ещё подарила один из самых популярных хайлайтов второго сезона:

Moscow Five подписала ростер Empire перед турниром в Киеве и не прогадала. За два года с разными организациями состав выиграл пять турниров IEM, занял второе место в 2013 EU LCS Spring Split, входил в топ-4 и топ-8 на чемпионатах мира. Не помешало даже то, что в 2013 году команде приходилось каждую неделю ездить в Берлин и обратно.

В январе 2013 года этот же состав перешел под крыло Gambit Gaming и наслаждался стабильностью LCS, чего нельзя было сказать о командах внутри СНГ. Никому не хотелось платить людям, которые играли в LoL на уровне ниже европейского. Призовых на турнирах не было: ESL и lol-game.ru разыгрывали только Riot Points. Все организации СНГ предпочитали «Доту» и Counter-Strike.

Первые чемпионы СНГ

В 2013 году Riot Games взялась за СНГ. В апреле появился отдельный сервер для региона. Всем игрокам на европейских и североамериканском серверах предложили бесплатный трансфер. В магазине появилась Медвежья Кавалерия Седжуани, уникальный образ в честь открытия региона. Правда, русскоязычный сервер расположили в Германии, поэтому пользователям из Сибири играть легче не стало.

В июне 2013 года компания провела неделю EU LCS в «Московском дворце молодёжи» вместимостью 1,5 тыс. человек. Там же прошёл первый региональный турнир — чемпионат на четыре команды с призовым $40 тыс. и путёвкой на отборочные к Season 3 World Championship. Его выиграла команда под названием GamingGear.eu: все ее игроки были из Литвы, которую в других дисциплинах относят к европейскому региону. Riot Games ввела лимит на легионеров только в 2015 году, но его стоило применить для первого турнира в новом регионе. Сейчас игроков с гражданством Литвы, Латвии и Эстонии всё-таки считают в СНГ легионерами.

С августа по ноябрь 2013 года TECHLABS разыграл $53 тыс. на четырёх чемпионатах. Уровень игры и организации был так себе. Например, до этапа в Казахстане не долетели Владимир Dumecha Костенко и Александр PvPStejos Глазков из TITANS ESPORTS, поэтому коллективу пришлось взять стендинов у NEXT.kz. А ещё Riot Games трепетно относится к офлайн-серверам и, конечно, TECHLABS их не получила. TITANS и Empire разыгрывали $5 тыс. с пингом выше 100; победили первые. Последний турнир года прошёл на «Игромире» при поддержке Riot Games: там призовой составил $13 тыс.

Высоко сижу, далеко гляжу

В феврале 2014 года турниры по League of Legends начал проводить StarLadder. За год компания устроила четыре сезона — по $30 тыс. на каждый. Тогда составы открыли ROXVirtus.pro и возрождённая Moscow Five. Сторонних чемпионатов тоже хватало. Участники двух сезонов ESL Pro Series разыграли €40 тыс.; призовой фонд двух сезонов LoL Pro League составил $50 тыс.; команды из СНГ пустили на два Black Monster Cup с €15 тыс. на каждом.

Riot Games Russia отдала весь сезон 2014 года партнёрам. Не было даже отдельного турнира для квалификации на чемпионат мира — туда поехал победитель июльского SLTV LOL StarSeries Season II. На LAN-финале произошла странная ситуация. Hard Random победила Virtus.pro в полуфинале верхней сетки, а в следующем матче играли ROX и Internationally V. Перед матчем лесник ROX Дмитрий DimaJke Гуща сел за компьютер, где до этого играл джанглер Virtus.pro Андрей MirrorEnd Синявин. Гуща заметил, что камера расположена слишком далеко от карты — это было видно в том числе зрителям на дублирующих экранах. Такой эффект можно достичь только с помощью «зумхака»:

Однако никаких разборок и санкций не последовало. Virtus.pro проиграла в гранд-финале со счётом 2:3 и едва не поехала на отборочные к 2014 Season World Championship в Кёльн. Те, кто не был на турнире в Moscow Cyber Stadium, узнали о находке DimaJke только месяц спустя.

10 августа мидер ROX Роман Warhunter Ирзаев обвинил Virtus.pro в систематическом читерстве. По его словам, команда автоматически сохраняла тайминги монстров с помощью стороннего ПО на ESL Pro Series Season II, где ещё выступала без спонсора. Warhunter заявил, что «зумхак» на SLTV установил именно MirrorEnd, причём непонятно как: игрокам давали доступ к файлам только для установки Razer Synapse и аналогичных программ. Он добавил, что StarLadder, Riot Games и Moscow Cyber Stadium обсудили ситуацию ещё на ивенте, но не стали ничего предпринимать. В тот же день пользователь reddit отыскал пост на хакерском форуме, под которым поставил лайк пользователь с ником MirrorEnd. Экс-комментатор SLTV Александр «Fiftyseven» Волков подтвердил, что чит на турнире был. Хедлайнер эфирной команды Riot Games Михаил «Olsior» Зверев раскритиковал Warhunter за то, что тот не выбирал выражения, но наличие хака не опроверг. В анонсе LAN-финала третьего сезона StarSeries Riot Games Russia сообщила, что не стала наказывать игроков, поскольку читы не использовались в матчах. 

Главный герой несостоявшегося скандала MirrorEnd представлял Virtus.pro до дизбанда в апреле 2015 года. После этого он сыграл в летнем сплите SLTV StarSeries 2015 и завершил карьеру. Warhunter покинул просцену в августе 2014 года и начал рассказывать, как бесперспективна LoL в СНГ: в VP и ROX якобы платили по 10 тыс. рублей

Всё как в LCS

После ровного 2015 года Riot Games Russia учредила Континентальную лигу. В неё вошло восемь организаций. Они получали деньги на содержание буткемпа, а игрокам платили за участие в каждой игре — по 12 тыс. рублей за матч. Аналогичная система использовалась в LCS с 2013 года. Эти условия и призовой фонд 4,5 млн за сплит привлекли большинство организаций СНГ: составы открыли Vega SquadronNatus Vincere и — в третий раз — Team Empire.

Эфирную команду Континентальной лиги перевезли из киевской студии в Москву. Туда же стали приезжать игроки. Тогда ещё не для матчей, а лишь записывать контент. Получалось забавно:

Финалы SLTV проходили на небольших площадках (упомянуть стоит только «Киев Киберспорт Арену»), но в 2016 году Riot Games Russia потратилась на стадионы. Весенний сплит завершился на арене «Дружба» в «Лужниках». Решающие матчи летнего сплита собрали «ВТБ Ледовый Дворец», и это было эпично:

Континентальная лига в 2016 году получилась не просто эффектной. Впервые все участники высшей лиги в СНГ могли зарабатывать на жизнь в League of Legends. У мультигеймингов появился стимул держать составы как в плане финансов, так и в плане медийности. Об этом недавно рассуждал CEO Vega Squadron Алексей Кондаков. Пиковые показатели тоже росли: 11 тыс. зрителей весной, 24 тыс. — летом.

Большой толчок лиге дала Albus NoX Luna. Она стала первой командой из нового региона, который удалось выйти из группы на 2016 Season World Championship. Харизматичный саппорт Кирилл Likkrit Малофеев дал несколько интервью западным СМИ и произнёс впечатляющую речь на сцене. О победе над корейцами в СНГ говорили даже те, кто не интересовался дисциплиной. В следующий раз так много обсуждать LoL у нас будут год спустя — опять благодаря Ликкриту.

Привет, меня пригласили в студию Riot Games

Со старта сезона 2017 года Riot Games начала продвигать Континентальную лигу. В пригороде Москвы была открыта небольшая студия, где в итоге прошли все матчи турнира: поскольку сходить на стадион могут не все, компания решила сделать фокус на онлайн. За короткое время в студии побывали Wylsacom, Дмитрий Пучков и другие известные блогеры, множество игровых СМИ. За неделю до финала весеннего сплита стример Hearthstone Gnumme TV провёл несколько трансляций по League of Legends.

Фокус на онлайне поддерживался раздачами призов. Зрителям предложили конкурс прогнозов и «Битву фанатов», за которую давали сундуки и образы. А ещё цифровые постеры и автографы — прийти за настоящими в студию могли далеко не все желающие.

Хотя не все игроки были довольны плей-офф при столь малой аудитории, показатели на стримах выросли. Финал весеннего сплита посмотрели до 54 тыс. человек, летнего — до 77 тыс. Определенную роль тут могла сыграть раздача призов. Например, во время финала LCL Summer зрителям раздали 10 тыс. скинов на Xin Zhao — а обычно за просмотр награждали бонусами к другим ивентам. Средние цифры трансляций без гарантированных наград оказались существенно ниже: весной зрителей было 10 тыс., летом — 12 тыс.

После летнего сплита из Riot Games Russia ушёл Владимир Торцов, менеджер киберспортивного направления. Дальше компания рассталась с четырьмя кастерами: их даже не взяли освещать чемпионат мира. В Китай сокращённая эфирная команда не отправилась: турнир освещали из студии Game Show в Вильнюсе.

«Денег просто нет»

К концу осени вокруг Континентальной лиги стояла странная тишина. Virtus.pro ушла из дисциплины ещё в сентябре, от Natus Vincere после неудачного сезона ожидали того же. Все организации, кроме Gambit Esports, расстались с ростерами. ROX в середине ноября рассказала, что ещё не знает о финансовых условиях следующего сезона; на негативные изменения намекал тренер Vaevictis eSports  Алексей «Madneps» Холин.

29 ноября Likkrit провел стрим, на котором рассказал о плохих перспективах LoL в СНГ. По его информации, Riot Games собиралась сократить финансирование командам в три раза, за этим же рухнули бы выплаты от организаций. По ходу стрима Малофеев также вспомнил, что недополучил зарплату от Albus NoX Luna за несколько месяцев 2016 года.

Дальше Likkrit заявил, что Natus Vincere уже ушли из дисциплины, при этом слоты VP и NaVi конфискуют: в Континентальной лиге будет шесть команд. Riot Games Russia в ответ на вопрос о судьбе слотов предложила обратиться к организациям — но как рассказал Cybersport.ru генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин, они не могут обсуждать такие темы с прессой по условиям договора с Riot Games.

Экс-саппорт M19 рассказал, что неудачи LoL в СНГ связаны в том числе с плохим маркетингом (за несколько часов до стрима кантри-менеджер Алексей Крайнов начал искать главного по маркетингу и потенциального преемника, чтобы уйти в основной офис Riot Games). В крахе профессиональной сцены Малофеев обвинил руководство Riot Games Russia и лично Крайнова. Наконец, Likkrit сказал, что СНГ как регион профессиональной сцены LoL «должен просто сдохнуть». Позднее он удалил запись, но подтвердил подлинность расшифровки на нашем портале.

Коллеги Малофеева поддержали его, но реакция Riot Games последовала не так быстро. 6 декабря Likkrit заявил, что ему отказались выдать аккаунт для буткемпа в Корее, пока компания не рассмотрит скандал. 13 декабря Riot подвела итоги 2017 года, которые оказались позитивными. Игрокам повысили компенсацию до 26 тыс. руб. за матч (в NA LCS всего в два раза больше), финансирование команд выросло в 3,5 раза. В комментариях на Cybersport.ru Алексей Крайнов затронул пессимизм Ликкрита: «Тезисы про уменьшение финансирования не стыкуются с реальными цифрами, которыми мы делимся в графиках».

16 декабря Малофеева забанили на полгода. Официальных причин было указано две:

  • «Высказывания, оскорбляющие игровое сообщество League of Legends в СНГ, порочащие деловую репутацию компании Riot Games и создающие угрозу имиджу League of Legends и Континентальной лиги»;
  • «Высказывания Малофеева содержали ненормативную лексику, использованную им при характеристике игрового сообщества League of Legends в СНГ, Континентальной лиги, а также деятельности сотрудников Riot Games».

Сам Likkrit не понял, как Riot Games смешала прежний бан за проявление токсичности с этой дисквалификацией, и удивился причинам вне «рулинга». Под постом на reddit сотрудник московского офиса Buckbeak заявил, что Малофеев буквально пожелал смерти всему региону. Такую трактовку раскритиковали как пользователи из СНГ, так и жители других регионов.

После публикации решения Likkrit завершил карьеру игрока. Он объяснил, что не может пропустить полгода и хорошо выступить на чемпионате мира с новым составом. При этом Малофеев продолжил рассказывать о бане. По его словам, он предложил Riot Games Russia сократить наказание — а он, в свою очередь, откажется от своих слов. Компания всё же планировала не банить Малофеева, но на этом якобы настоял лично Крайнов. Riot Games лишь утвердила решение местного офиса, заявил Likkrit.

18 декабря портал Dot Esports опубликовал интервью с Ликкритом. Там игрок заявил, что вся шумиха из-за его стрима поднялась после публикации Cybersport.ru, поданной с «очень большим кликбейтом» — видимо, имелся в виду заголовок, где цитируются слова игрока о смерти региона (не можем не отметить, что в выступлении Ликкрита хватало гораздо более «кликбейтных» моментов). При этом игрок отметил, что забанили его не за это, и повторил историю про Крайнова: «Это не первый и не последний раз, когда кто-то говорит что-то такое. Но на этот раз глава русского офиса Riot решил показать свою силу, так что это было более-менее его личное решение — забанить меня во что бы то ни стало».

За день до публикации интервью на канале fiftyseven появились фрагменты по 17 и 7 минут из 2,5-часового стрима Ликкрита. К видео прилагаются англоязычные субтитры, в которых используются менее эмоциональные формулировки и нет нецензурной лексики. Позднее fiftyseven опубликовал собственное видео с критикой Riot Games. Для продвижения всего упомянутого контента Likkrit и fiftyseven в своих соцсетях просили поставить лайки на reddit, что противоречит правилам сайта.

В результате бана состав Ликкрита остался без капитана, а регион потерял одного из самых медийных игроков. Экс-тиммейт Малофеева Дмитрий Smurf Иванов уже пожаловался на необходимость искать игрока в конце декабря, при этом саппортов-координаторов в СНГ практически нет. Что ждёт остальные команды, пока неясно: Riot Games Russia посоветовала ждать анонсов на сайте лиги. Количество команд, их финансирование и сроки следующего сплита Континентальной лиги пока неизвестны.

Что помешало LoL потеснить Dota 2?

Две дисциплины одного жанра редко приживаются в одном регионе. Оригинальная «Дота» стала популярна в СНГ ещё в середине 2000-х. Это произошло в эпоху компьютерных клубов — они же помогли League of Legends стать игрой №1 в Азии через несколько лет. И так получилось, что к моменту появления LoL в России и СНГ аудитория была всецело погружена в другую игру того же жанра. Другим примером региона, где плохо уживаются две «мобы», можно назвать Северную Америку. Хотя там есть топовые команды по «Доте», регулярный сезон NA LCS собирает до 600 тыс. человек на стримах, игрокам платят шестизначные зарплаты в год. А ещё американская лига перешла на франшизную систему с постоянным членством и разделением доходов. 10 организаций в Северной Америке заплатили от $10 млн до $13 млн за слот в лиге — и примерно столько же содержат составы по Dota 2, где за слоты платить не нужно. Для игры Riot Games такой расклад фактически означает победу над конкурентом в отдельном регионе.

Немаловажным фактором стал визуальный стиль LoL. Например, если Dota 2 стремится к более реалистичной графике с поправкой на низкие системные требования и сеттинг, то League of Legends «мультяшна». Кому-то не пришлись по душе пропорции, у других начало рябить в глазах от плохой цветовой гаммы. Игры с рисовкой редко нравятся более консервативным геймерам из СНГ, и LoL не стала исключением.

С 2009 года графика стала менее агрессивной:

В большей степени на восприятие LoL повлияли стереотипы. Считается, что League of Legends проще «Доты» — она действительно проще в некоторых аспектах и сложнее в других. Но суть в том, что уверенный в себе геймер по наставлению друзей сразу начнёт с «Доты» и даже не попробует LoL. Шутку про то, что «Лига легенд» — игра для людей с нетрадиционной ориентацией, далеко не все воспринимают как просто юмор. Аналитики и комментаторы «Доты» тоже не остаются в стороне. Язвительные твиты можно увидеть практически у всех, кто работает в эфирных командах мейджоров по Dota 2. Кстати, эту причину Ликкрит упомянул на ноябрьском стриме.

В чём просчиталась Riot Games

Прежде всего, компания долго собиралась в наш регион. Когда Moscow Five в первой половине 2012 года стала лучшей командой Запада, в СНГ еще не было профессиональной сцены — она появилась только два года спустя. За это время Глеб Funn1k Липатников успел начать карьеру в Dota 2, прийти в Natus Vincere и занять второе место на The International 2013.

Профессиональные турниры привязали к русскоязычному серверу, который поначалу был ужасным. Рейтинговые матчи отключались с 02:00 до 09:00 (позднее — с 04:00) по московскому времени — в стране с 11 часовыми поясами такие лимиты весьма сомнительны. Баны за негативное поведение выдавались каждую неделю на основе репортов — автоблокировка не работала. Если уровень игры и модерации комьюнити ниже, а пинг как до Европы — зачем играть на русскоязычном сервере?

При этом в последние годы Riot Games Russia исправилась: «Битвы университетов» и другие уникальные ивенты мотивируют играть среди своих. Ещё одна причина: с конца 2015 года пользователи из России не могут покупать Riot Points в других регионах без VPN. Все эти факторы помогли русскоязычному серверу побить собственный рекорд онлайна в ноябре 2017 года — но Riot Games ни разу не называла числа. В сезоне 2016 года рейтинговые матчи сыграли 105 тыс., а в прошедшем — 230 тыс., но этого всё равно мало: СНГ делит предпоследнее место с Океанией. В Турции и Бразилии в ранкедах сразились 700 тыс. и 1,4 млн чел. соответственно.

К сожалению, у игроков мирового уровня из СНГ нет перспектив из-за региональной политики Riot Games. Им остаётся лишь зарабатывать пару тысяч долларов в месяц (по словам Ликкрита, в обеспеченной M19 платили $2,5 тыс.) и бороться за один слот на международный турнир. В EU LCS уехать просто невозможно: Германия пока что не выдаёт рабочие визы киберспортсменам. Из-за этого Edward и Diamondprox пришлось вернуться в СНГ (они играли по туристической визе в нарушение регламента), а Ликкрит не смог перейти в Team ROCCAT после топ-8 на Worlds 2016. В NA LCS едва ли нужны игроки из СНГ: при лимите в два легионера на матч европейцы и корейцы приоритетнее.

Dota 2 для молодых геймеров из СНГ значительно прибыльнее: даже если не брать зарплаты, по игре проходит гораздо больше турниров с достойными призовыми. Так, Роман RAMZES666 Кушнарёв за 2,5 сезона заработал $600 тыс. призовых, Илья Lil Ильюк за 3,5 сезона — под $900 тыс., Артем Fng Баршак с 2014 года выиграл чуть меньше $400 тыс., Акбар SoNNeikO Бутаев — $170 тыс. В 2017 году наш лолер мог заработать 600 тыс. рублей за два трофея Континентальной лиги и получить 728 тыс. руб. компенсации за участие во всех матчах.

LoL в СНГ застыла и даже регрессировала в плане призовых. Как мы упоминали, в 2014 году призовые на всех турнирах составили около $200 тыс. — в 2017 году в Континентальной лиге разыграли $164 тыс. Призовой фонд двух сплитов LCS в 2017 году вырос вдвое: $400 тыс. в Северной Америке и €400 тыс. в Европе.

Можно возразить, что Riot Games разыгрывает призовые без помощи партнёров и фокусируется на гарантированных выплатах, но такая стратегия — выбор самой компании, а не игроков. «Дота» и Counter-Strike выросли в СНГ благодаря кубкам от ASUS, а Dota 2 и CS:GO очень помогли турниры StarSeries. Здорово, что Riot Games сама поддерживает призовой фонд на уровне 2014 года — но с тех пор затраты клубов и загруженность игроков выросли в разы.

У League of Legends были шансы потеснить «Доту» в СНГ в 2011 году, но Riot Games поздно занялась регионом. Несмотря на это, в 2017 году на игроков начали тратить почти столько же денег, сколько и в LCS, в то время как интерес зрителей в регионе был значительно ниже. К концу 2017 года стало понятно, что рост региона не оправдал повышенного бюджета на профессиональную сцену. Но можно попробовать ещё раз: например, сократить количество команд и немного уменьшить завышенные компенсации игрокам. Алексей Крайнов говорил, что LCL уже начала искать спонсора. С ним лига способна стать прибыльной — тогда и организации будут тратиться охотнее, и основной офис Riot Games может увеличить финансирование. Текущие слухи о сниженном бюджете LCL 2018 не стоит воспринимать только негативно: похоже, Riot Games Russia решила жить по средствам. И это лучше, чем ноль организаций и мизерные зарплаты, к чему регион рисковал вернуться после расточительного года. Такой регресс профессиональная сцена в СНГ не пережила бы.

Несмотря на прогнозы Ликкрита, полного краха Континентальной лиги не будет: игроки проходят трайауты и собирают команды, а организации нанимают тренеров. Ради чего — станет известно, когда Riot расскажет о подробностях нового сезона в СНГ.

Комментарии